Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам народной культуры «Ручеек»

 .

1 блок 

  1. Занятие-игра «Труд в поле и дома» Знакомство с осенним праздникам «Кузьминки» и связанными с ними народными обычаями. Объяснение смысла русской пословиц: "Рукам работа душе радость", «С песней и труд спорится». Оформление выставки «Веселый огород». Проведение праздника урожая «Дары осени» Разучивание народных игр: «Воротички», «Поясок», «Селезень». Знакомство с трудом кузнецов и прях.
  2. Музыкально тематическое занятие « На Кузьму – Демьяна». Разучивание попевок, закличек, славильных песен, знакомство с музыкально – поэтическими традициями праздника «Кузьминки»
  3. Экскурсия в краеведческий музей «Русская изба». Познакомить детей с устройством русской избы, ее главной достопримечательностью – русской печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций. Обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, загадок о русской избе и ее убранстве.
  4. Мастер – класс «Соломенное чудо». Изготовление чучела «Кузьмы» для праздничного представления. Дать сведения о предназначении чучела и связанных с ним традициях. Расширить словарный запас за счет ознакомления с новыми словами старинного русского словаря.
  5. ОД лепка Изготовление курочек из полимерной глины. Освоить с детьми технику поделок из полимерной глины   (фигурка курочки). Объяснить почему дарили курочек на праздник «Кузьминки». Обогатить словарный запас детей новыми понятиями: «курник», «ссыпная каша», «вскладчину».  Объяснить   Изготовление курочек из полимерной глины. Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании хлеба в печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина, хлебороба. Продолжать знакомить с 11 пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям выражений слов. Дать представление о приготовлении теста и способе выпекания изделий из него, закрепить названия некоторых изделий: крендель, витушка, кулебяка, коврижка, плюшка. Расширять словарь детей за счет новых слов: коса, серп, мельница, борона, колосок, кадка. Воспитывать уважение труду хлебороба.
  6. ОД «Народные забавы». Познакомить детей с жанрам частушки и народными игровыми забавами. Показ презентации «Народные игры на Руси» истоками русского народного искусства, связанными с образом традиционной русской кухонной утвари, посуды, показать образцы и технологию изготовления деревянных ложек.
  7.  Итоговое мероприятие: Фольклорный театрализованный праздник «Кузьминки»

2 блок

  1. ОД музыкальная деятельность «Дружный хоровод». Разучивание хороводных песен, танцев, частушек. Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами (ложки, трещотки, бубенцы, рубель и т.д.)
  2. Викторина Бабушкин сундук. Знакомить детей с народными костюмами. Закрепить понятия: сарафан, кокошник, кафтан, ушанка, валенки, лапти и т.д Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины.
  3. ОД музыкальная деятельность «Виды колядок». Продолжать знакомить с календарными песнями, хороводами, Расширить представления о традициях праздничных «Колядок» (святки, рождество) разучить «Колядки»
  4.  Занятие-игра Вечера  долгие руки умелые. Рукодельницы. Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие. Познакомить с играми «Клубочки», «Пряха», «Музыкальная спица».
  5. Беседа История праздника «Святки». Дать понятие «Святках»: как готовятся и проводят, в честь чего проводится праздник. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре. Показ презентации «Святки», «Рождество»
  6. «Народные промыслы» Посещения художественной галереи. Дать понятие детям о видах народных росписей, игрушках, глиняных и деревянных изделиях, о вышивке и кружевах, плетения….
  7. Занятие-игра Воспитание мальчиков и девочек в семье. Продолжить знакомить детей с укладом жизни русской крестьянской семьи. Познакомить с семейными отношениями в крестьянском доме. Дать сведения о воспитание мальчиков и девочек в крестьянской семье.
  8. Итоговое мероприятие: Театрализованное представление «Пришла коляда - отворяй ворота!»

3 блок

  1. Экскурсия в школу искусств. «Русские народные музыкальные инструменты». Продолжать знакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами. Формировать у детей познавательные качества, интерес к прошлому. Словарная работа: трещотка, деревянные ложки, свистульки, балалайка, гусли.
  2.  ОД музыкальное занятие «Частушки, заклички, дразнилки». Разучивание весенних закличек «А весна красна», «Жаворонушки». Народные игры: «Коршун», «Ворон», «Воробей»
  3.  Экскурсия в краеведческий музей Что за праздник – «Масленица»? Познакомить детей с национальным праздником « Масленица». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано. Воспитывать интерес к русской культуре. (презентация).
  4. Занятие-игра «Блины». Познакомить детей с масленичными хороводами и играми: «Блины», «Ручеек», «Золотые ворота», «гори, гори ясно» и т.д. Воспитывать у детей умение соблюдать правила игры. Развивать ловкость, быстроту реакции.
  5.  Экскурсия в Центр славянской культуры «Масленица- блиноеда». Дополнить сведения о празднике масленица  и его традициях . Участие обрядовых играх предложенных ЦНКа. Прививать интерес к народному празднику.
  6. Мастер – класс по изготовлению чучело «Масленица» и поделок из бумаги. Изготовление чучела «Масленица» для праздничного представления. Дать сведения о предназначении чучела и связанных с ним традициях. Расширить словарный запас за счет ознакомления с новыми словами старинного русского словаря.Развивать мелкую моторику рук. Формировать навык изготовления бумажных фигурок «Масленицы»
  7.  Комплексное ОД «Матушка в доме – в доме тепло» (колыбельная песня). Расширить знания детей об укладе жизни русской крестьянской семьи; о семейных отношениях в крестьянском доме; роли матери в семье;  Вспомнить колыбельные песни.  Понять смысл народных пословиц и поговорок о матери («Мать праведна – ограда каменна», «Была б моя бабуся, никого не боюся» и др.). Дети и их роль в семье. Развитие самостоятельности крестьянских детей. Составление рассказа «Моя мама» Изготовление открытки для мамы.
  8. Итоговое мероприятие: Народное гуляние «Масленица»

Программа занятий

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с народными праздниками и декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы ООД, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для освоения программы. Материал сгруппирован отдельными блоками по каждому празднику, с учетом поэтапного ознакомления с историей,  освоением необходимого музыкально – поэтического репертуара,  изготовлением атрибутов, освоением детьми навыков в области декоративно - прикладного искусства. В работе с детьми также используются технические средства обучения.

Программа рассчитана на детей  6 -7 лет.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю. Воспитывает интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыке, народным играм, танцам и промыслам. Программа разработана и реализуется в соответствии с общей концепцией ДОУ, ориентированной на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, содействует  освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции.

Направления работы:

• ознакомление с праздниками, бытом и трудом русского народа;

• использование русского народного фольклора во всех его проявлениях;

• приобщение детей к истокам русской праздничной культуры;

• ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.

Компоненты патриотического воспитания:

 Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)

• О культуре народа, его традициях, творчестве, праздниках, быте, костюмах.

 Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру)

• Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому

• Уважение к культуре и традиция народа, к историческому прошлому

• Восхищение народным творчеством

• Любовь к родной природе, к родному языку

• Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде

Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)

• Труд

• Игра

• Продуктивная деятельность

• Музыкальная деятельность

• Познавательная деятельность

Методы:

• словесный: объяснение (нередко – с использованием колыбельных песен, пестушек, поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок, разучивание календарных закличек;

• наглядный: показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т.п.;

• практический: создание макета избы, чучел «Кузьмы» и «Масленицы» и поделок из глины и бумаги

• игровой: создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в народных праздниках;

• исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий-встреч, мастер – классов, экскурсий.

Программа предусматривает проведение различных видов занятий:

игровых занятий,

занятий по развитию речи,

музыкальных занятий

изобразительной деятельности

ручному труду

мастер - классов

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie